Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, десять главных отличий.

Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ, десять главных отличий.

Заказчики — это первая и главная разделительная линия. Она прослеживается уже в названии Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По 44-ФЗ работают большинство государственных и муниципальных заказчиков, а по 223-ФЗ — только некоторые из них.

Заказчики по 223-ФЗ:

•          госкорпорации;

•          госкомпании;

•          публично-правовые компании;

•          естественные монополии;

•          автономные учреждения;

•          ресурсоснабжающие организации и операторы ТКО/ТБО;

•          компании с долей участия государства, субъекта РФ или муниципального образования более 50%;

•          бюджетные учреждения и унитарные предприятия — только при проведении закупок за счёт безвозмездно полученных средств, за счёт собственных доходов или для привлечения субподрядчика;

•          федеральные унитарные предприятия из перечня, утверждённого Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р в редакции от 30.09.2019.

Заказчики по 44-ФЗ:

•          государственные и муниципальные органы власти;

•          Росатом и Роскосмос;

•          государственные внебюджетные фонды;

•          государственные и муниципальные казённые учреждения;

•          бюджетные учреждения и унитарные предприятия, которые не могут провести закупки в соответствии с 223-ФЗ.

Участники

Основной состав участников — одинаковый и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ: юридические, физические лица и ИП. Отличия — в ограничениях: 44-ФЗ запрещает участвовать в закупках офшорным компаниям, а 223-ФЗ — нет. Кроме того, в закупках по 223-ФЗ можно участвовать коллективно (группой) на стороне одного участника, чего 44-ФЗ не предусматривает.

Преимущества для субъектов МСП

Оба закона предоставляют субъектам малого и среднего бизнеса особые условия участия в закупках. Но есть и некоторые особенности.

По 44-ФЗ:

•          минимальная доля закупок у МСП — 15% годового объема;

•          разрешено не предоставлять денежное обеспечение, если у субъекта МСП есть подтверждённый положительный опыт участия в закупках и отсутствуют нарушения;

•          размер обеспечения контракта устанавливается исходя из его цены, а не НМЦ (начальной максимальной цены).

По 223-ФЗ и согласно Постановлению Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352:

•          минимальная доля закупок у МСП — 20% или, если участвуют только субъекты МСП, 18% годового стоимостного объёма договоров;

•          обеспечение может не предусматриваться, но если есть, то обеспечение заявки не должно превышать 2% от НМЦ договора, а обеспечение договора — 5% от НМЦ или составлять сумму аванса.

Виды процедур

44-ФЗ перечисляет все виды процедур и строго регламентирует каждую.

Виды процедур по 44-ФЗ:

•          конкурс в обычной и электронной формах: открытый, с ограниченным участием, двухэтапный;

•          электронный аукцион;

•          закрытые конкурсы и аукционы (все их виды);

•          запрос котировок, в том числе в электронной форме;

•          запрос предложений;

•          закупка у единственного поставщика.

223-ФЗ регламентирует только некоторые виды процедур: конкурентные (конкурс, аукцион, запросы котировок и предложений), в том числе в электронной форме, закрытую закупку и закупку у единственного поставщика. Но при этом оставляет за заказчиками право самостоятельно выбирать другие виды процедур, главное — предусмотреть их положением о закупке.

Площадки

Торги по 44-ФЗ и 223-ФЗ проходят на восьми федеральных ЭТП. Единое информационное обеспечение закупок осуществляется посредством ЕИС.

Для удобства работы в ЕИС внутри системы идёт разграничение по закупкам в порядке 44-ФЗ и 223-ФЗ, поэтому в отдельных разделах публикуются:

•          реестр контрактов/договоров;

•          планы закупок;

•          положения о закупках согласно 223-ФЗ;

•          нормативно-правовые акты.

 

Порядок проведения закупок

44-ФЗ устанавливает единые для всех заказчиков и участников правила проведения торгов и заключения контрактов. 223-ФЗ — это рамочное регулирование про-цедур, только самые важные моменты. Конкретику нужно искать в положении о закупке, которое разрабатывает и утверждает каждый заказчик самостоятельно.

НМЦК, обеспечение и борьба с демпингом

В закупках по 44-ФЗ:

1.Заказчик обязан обосновать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) независимо от процедуры.

2.Обеспечение заявки требуется для аукционов и конкурсов при НМЦК более 5 млн. рублей.

3.Обеспечение контракта — деньги или банковская гарантия.

4.Основной способ борьбы с демпингом — подтверждение добросовестности или предоставление увеличенного обеспечения.

В закупках по 223-ФЗ:

1.Закон не требует обосновывать НМЦК — необходимость этого должна быть прописана в положении о закупке.

2.Обеспечение заявки требуется при НМЦК более 5 млн. рублей.

3.Правила обеспечения договора указываются в положении о закупке.

4.Способы борьбы с демпингом заказчик вправе определить самостоятельно в положении о закупке.

 

Контракт (договор)

По 44-ФЗ контракт должен быть подписан строго в порядке, предусмотренном законом. Нельзя менять существенные условия по ходу исполнения контракта, если для этого нет оснований, изложенных в ст. 95 Федерального закона №44-ФЗ. Контракт можно расторгнуть в трёх случаях: по судебному решению, соглашению сторон или в случае одностороннего отказа.

Федеральный закон №223-ФЗ более лоялен к процедурам заключения, изменения и расторжения договора. Правила заключения договора указываются в положении о закупке. Стороны вправе согласовать и изменить условия исполнения договора, если это не нарушает закон. Основания расторжения договора прописываются в договоре. По закону расторгнуть контракт можно в судебном порядке, если одна из сторон существенно нарушает его условия.

Обжалование

44-ФЗ подробно регулирует процедуру обжалования (статья 105). Основной орган для обращений — Федеральная антимонопольная служба России.

В случае нарушений 223-ФЗ необходимо руководствоваться положениями статьи 18.1 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-ФЗ. Орган для подачи жалоб — тоже ФАС, но процедура обжалования несколько отличается. Помимо обращений в антимонопольный орган, участник закупки может направить жалобу в порядке ведомственного контроля — в орган власти, которому подконтролен заказчик.

 

Практическое применение 44-ФЗ и 223-ФЗ

Считается, что по 44-ФЗ работать проще. В госзакупках, которые проводятся в рамках этого закона, все требования, процедуры и условия чётко прописаны и едины для всех. Применять 223-ФЗ на практике сложнее. Недостаточно знать только его положения, нужно обращаться к постановлениям Правительства, которые регулируют отдельные вопросы применения закона и конкретизируют его нормы. Также нужно изучать положение о закупке каждого заказчика, с которым предстоит взаимодействовать. Порой приходится обращаться и к другим законам, как, в частности, «О защите конкуренции». Поэтому нормативное регулирование закупок по 223-ФЗ только этим законом не ограничивается, в отличие от 44-ФЗ.

29 Июль 2024