Национальный режим в закупках: что поменяется в 2025 году по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Национальный режим в закупках: что поменяется в 2025 году по 44-ФЗ и 223-ФЗ

С 1 января 2025 года ожидается унификация национальному режима в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ — правила станут едиными для двух закупочных законов. Это позволит упростить процесс осуществления закупок с применением национального режима и усилить контроль за участием в закупках импортной продукции. Расскажем подробно о грядущих изменениях и о том, как это повлияет на работу заказчиков и поставщиков.

 В конце лета 2024 г. опубликовали Федеральный закон № 318-ФЗ от 08.08.2024, который и внес соответствующие изменения в законодательство о госзакупках. Некоторые положения ФЗ вступают в силу с 1 октября 2024 года, но те, что касаются полноценного использования нового национального режима, — с 1 января 2025 г. 

Национальный режим — это ряд ограничений и требований к иностранным товарам (работам, услугам) в закупках. Он введен для того, чтобы поддержать российских производителей и отечественную экономику. 

Что происходит с госзакупками сегодня: национальный режим регулируется разными постановлениями, приказами и другими нормативными актами, что усложняет процесс его применения. Для торгов по 44-ФЗ существует 9 разных документов, регламентирующих применение нацрежима при закупке отдельных категорий товаров. В 223-ФЗ регламентов меньше, по сути, это единственное постановление правительства. Именно поэтому было решено унифицировать правила для закупочных законов и привести их к единообразию.

С 1 января 2025 года, мы получаем единое постановление правительства, которое будет регламентировать применение норм национального режима и в государственных (44-ФЗ), и в регламентированных (223-ФЗ) закупках. 

Новый регламент предусматривает 3 варианта применения национального режима. Зависимость применения этих вариантов напрямую привязана к товару (работе, услуге), закупка которого производится, в частности, к коду ОКПД2 соответствующего товара (работы, услуги).

 Первый вариант может быть установлен ЗАПРЕТ закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

На данный момент проект постановления включает в себя 149 позиций товаров (работ, услуг), подпадающих под данную норму. Это так называемый Перечень №1 или, юридически, Приложение №1 к постановлению.

Вариант два может быть установлено ОГРАНИЧЕНИЕ закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых или оказываемых иностранными лицами.

На данный момент проект постановления включает в себя 452 позиций товаров (работ, услуг), подпадающих под данную норму. Это так называемый Перечень №2 или, юридически, Приложение №2 к постановлению.

Вариант три может быть установлено ПРЕИМУЩЕСТВО в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых российскими лицами. 

Данный вариант национального режима применяется при закупке всех остальных товаров (работ, услуг), не включенных в Перечни №1 и №2.

Формально перед закупкой заказчик проверяет ОКПД2-код товара (работы, услуги), который он закупает, по двум перечням, указанным ранее. Если данного кода там нет, то применяет третий (данный) вариант.

ПРЕИМУЩЕСТВО работает следующим образом. При оценке заявок, содержащих предложение о поставке товара из ЕАЭС, применяется понижающий коэффициент в 15%. Только после этого цены заявок сравниваются. Таким образом заявки с товарами из ЕАЭС становятся «более выгодными» по сравнению с иностранными». Но, это делается только на этапе сравнения цен заявок. Договор же в любом случае заключается по цене, изначально предложенной в заявке. Помимо применения того или иного варианта национального режима, новое постановление в том числе вводит и определенный перечень документов (информации), которыми будет подтверждаться страна происхождения товара (работы, услуги).

Так, появится обязанность размещать в ЕИС отчет об объеме закупок российских товаров за 2025 и последующие годы до 1 февраля следующего года.

Новые правила применения национального режима будут действовать в тендерах, проводимых любыми способами: в конкурсах, запросах котировок и электронных аукционах.

21 Ноябрь 2024